Что такое «нераспространение»?

Ядерная эра началась в 1945 году, когда США стали первым государством, которое испытало ядерное оружие, и первым же (и единственным) государством, которое его применило. С неизбежностью за США последовал СССР, испытавший первое ядерное взрывное устройство (ЯВУ) в 1949 году. В 1952 году ядерное оружие было создано в Великобритании, в 1960 – во Франции и в 1964 – в Китае. Одновременно со всей остротой встал вопрос о предотвращении ядерной войны: опыт Японии оказался слишком ужасен, чтобы к ядерному оружию можно было относиться просто как к «более мощной бомбе».

bluedanube

Blue Danube («голубой Дунай») — британская ядерная авиационная бомба

Значение режима нераспространения ядерного оружия

В 1950-е казалось, что мир пойдет по пути распространения ядерного оружия, как это традиционно случалось со всеми новыми видами оружия. Большинство государств, обладавших мало-мальски развитой наукой и экономикой, запустили собственные ядерные программы, в том числе такие страны как Австралия, Египет, Швейцария, Швеция. Однако на рубеже 1950-1960-х гг. ситуация стала меняться. Стало ясно, каковы могут быть последствия его применения; появилось осознание того, что ядерное оружие в силу огромной разрушительной силы малоприменимо в таких традиционных военных целях, как захват территории, достижение ограниченных политических целей и т.п.; широко развернулось массовое антиядерное движение общественности; стали очевидны непомерные для многих стран расходы на его создание; уже успевшая овладеть ядерным оружием группа стран была готова воспрепятствовать появлению новых ядерных государств (ЯОГ). Все больше государств начало склоняться к тому, чтобы воздержаться от приобретения ядерного оружия при условии определенных гарантий безопасности, прежде всего – гарантии того, что их соседи и потенциальные противники также останутся безъядерными.
С другой стороны, страны, уже создавшие ядерное оружие, не проявили желания ликвидировать свои арсеналы, во всяком случае, в обозримой перспективе (полное и всеобщее ядерное разоружение заявлено ими только как долгосрочная цель). Таким образом, стремление большинства стран предотвратить угрозу ядерной агрессии путем создания безъядерного мира не могло быть полностью реализовано.

Следует также учитывать, что военные ядерные программы большинства стран задумывались не как ответ на ядерное оружие основных ЯОГ. Так, израильская программа была связана в основном с неурегулированностью региональной ситуации, в частности, с ощущением угрозы со стороны арабских стран. Египетская ядерная программа была спровоцирована ощущением угрозы со стороны Израиля, а также, особенно в 1950-е годы, опасениями относительно политики Великобритании и Франции (которые в 1956 году предприняли попытку захватить контроль над Суэцким каналом).

Таким образом, к 1960-м годам сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, уже само наличие ядерного оружия у небольшой группы стран провоцировало его распространение, с другой – подавляющее число государств было заинтересовано в запрещении ядерного оружия, в том числе с целью гарантированно предотвратить его распространение.

В итоге длительных официальных и неофициальных переговоров в 1960-е годы был выработан своего рода компромисс – Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в соответствии с которым только пять государств, имевших ядерное оружие к моменту его заключения, сохраняли право официально им владеть, в то время как подавляющее большинство других стран добровольно отказывались от этого права. Тот факт, что большинство стран мира рассматривали ядерное оружие в региональном контексте, с точки зрения отношений с соседями, существенно облегчал достижение этого компромисса.

01-s

Оборотной стороной этого негласного признания исключительности пяти стран стало их обязательство в рамках ДНЯО вести дело к ядерному разоружению. Это обязательство, однако, является одним из самых слабых звеньев режима нераспространения, поскольку процесс разоружения является делом сложным, долгим и – как окончательно выяснилось только в конце 1980-х – весьма дорогостоящим.

В настоящее время лишь небольшая группа стран находится вне этого режима и почти все они – Израиль, Индия и Пакистан – имеют ядерное оружие, хотя и воздерживаются от его боевого развертывания. Кроме того, небольшая группа стран зарекомендовала себя в качестве ненадежных. Это, прежде всего, Ирак, который в 1980-е гг. в нарушение собственных обязательств осуществлял тайную военную ядерную программу, и Северная Корея, которая создала полный плутониевый цикл, позволяющий в перспективе вести речь о создании ядерного оружия, а в 1994 году даже заявила о намерении выйти из ДНЯО.

Режим ядерного нераспространения, несмотря на сложности, противоречия и не исчезающие до конца угрозы его существования, стал составной частью системы международных отношений и одним из краеугольных камней правовой инфраструктуры международной безопасности.

Определение и контекст режима нераспространения ядерного оружия

Интуитивно смысл понятия нераспространения ядерного оружия очевиден – речь идет о мерах, препятствующих распространению ядерного оружия и обеспечивающих неизменность решения стран, отказавшихся от его приобретения. Вместе с тем этот режим настолько сложен, что одного лишь интуитивного определения недостаточно. Требуется не только более строгое определение, но и понимание контекста, в котором он существует, а именно – его связь с режимами, относящимися к нераспространению других видов ОМУ и к сокращению вооружений.

Режим нераспространения ядерного оружия представляет собой совокупность международных договоренностей и организаций с участием как ядерных, так и неядерных государств, а также внутренних законодательств стран-участниц, целью которых является предотвращение приобретения ядерного статуса государствами, которые не имели его к 1967 году.

Предметом режима являются все ядерные взрывные устройства (ЯВУ) (поскольку было признано принципиально невозможным различить ЯВУ, используемые в военных и в мирных целях, хотя обычно речь идет именно об оружии), а также материалы, оборудование и технологии, предназначенные для их изготовления.

Механизм режима состоит в регулировании поведения государств-участников, включая сохранение безъядерного статуса участников, которые не имели ядерного оружия к 1967 году; непередачу ЯВУ, материалов, оборудования и технологий, предназначенных для их создания и производства, странам, имеющим неядерный статус, не участвующим в режиме или намеренным его нарушить; отказ неядерных государств (НЯОГ) от получения какими-либо средствами таких материалов, оборудования и технологий, а равно и ЯВУ; а также проведение переговоров между ЯОГ-участниками режима в направлении ликвидации этого оружия.

Приведенное выше определение включает ряд существенных моментов, которые требуют отдельного рассмотрения.

Во-первых, этот режим закреплен в целом ряде имеющих различный статус взаимосвязанных международных соглашений, центральное место среди которых занимает ДНЯО. Наряду с ним существуют другие важные соглашения, такие, как Устав МАГАТЭ и конвенции, заключенные под эгидой Агентства.

iaea

К системе соглашений, связанных непосредственно с режимом ядерного нераспространения, примыкает комплекс соглашений в области сокращения ядерного оружия, в том числе двусторонние советско- (российско-) американские договоры и ряд многосторонних соглашений (например, о запрещении испытаний ядерного оружия, о неразмещении оружия в Антарктике, на Луне и других небесных телах, на дне морей и океанов и т.д.). С режимом нераспространения напрямую связаны договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО).

Во-вторых, режим ядерного нераспространения является институционально развитым, т.е. включает в себя значительное число организаций и других форм регулярного взаимодействия участников. Так, частью режима стало МАГАТЭ, которому были переданы ключевые функции по обеспечению его действенности, в том числе по определению того, какие материалы и деятельность подлежат контролю, и по осуществлению контроля на местах за деятельностью как ЯОГ, так и НЯОГ-участников.

Частью режима являются два международных механизма, формально в него не входящие, но играющие ключевую роль в выработке совместных действий наиболее развитых государств (т.е. тех, которым есть что передавать потенциальным нарушителям) в области экспертного контроля. Это созданный в 1971 году Комитет ядерных экспортеров, известный как Комитет Цангера, а также созданная в 1974 году Группа ядерных поставщиков (ГЯП).

Плотная сеть разнообразных институтов, связывающих участников режима, укрепляет его стабильность и способность своевременно реагировать на изменения ситуации, вырабатывая меры по повышению эффективности.

В-третьих, частью режима является связанное с ним внутреннее законодательство каждой страны-участника, особенно тех из них, кто располагает высокоразвитой ядерной промышленностью. В частности, речь идет о законодательстве, касающемся учета и контроля над расщепляющимися материалами и ЯВУ, а также системы экспортного контроля, препятствующей нелегальному и контрабандному вывозу подлежащих контролю предметов за рубеж. Национальное законодательство в этой области основывается на системе гарантий, разрабатываемых МАГАТЭ, а также документах Комитета Цангера и ГЯП. Вместе с тем, каждая страна по-своему применяет в своей юридической практике эти документы, иногда устанавливая даже более жесткие ограничения, чем требуют международные документы, а также сама решает вопросы их воплощения в жизнь.

Ядерное оружие определяется как предназначенные для военных целей ядерные устройства с неконтролируемым выделением энергии, получаемой при делении или синтезе расщепляющихся материалов. Общепринятого определения для ЯВУ не существует: например, каждый из договоров о создании ЗСЯО оперирует своим собственным определением, но все они очень близки.

Ядерное оружие является частью более широкого понятия оружие массового уничтожения, в которое входят также химическое и биологическое оружие. Отличительной чертой всех видов ОМУ является способность к широкомасштабному неизбирательному уничтожению людей. Ядерное оружие привлекает наиболее пристальное внимание в связи с его наиболее разрушительным характером, способностью уничтожать не только людей, но и объекты, материальные ценности, а также крайне тяжелым долгосрочным воздействием на окружающую среду. В связи с этим именно ему уделяется особое внимание в разоруженческой деятельности, и не случайно, что именно с ним связан первый и наиболее развитый режим нераспространения.

Практика показала, что ограничивать распространение ядерного оружия в определенной мере легче, чем других видов ОМУ: его создание требует специфических материалов и оборудования, которые лучше поддаются контролю, а также значительных материальных и финансовых ресурсов.

Источник:  Ядерное нераспространение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х томах. Том I/И.А.Ахтамзян и др. Под. общ. ред. В.А.Орлова. 2-е изд., переработанное и расширенное. — М.: ПИР-Центр, 2002. – С.11-37.