Радиоактивная угроза затонувшей российской субмарины

До сих пор не утихают споры вокруг затонувшей 30 лет назад советской подводной лодки «Комсомолец» в Норвежском море.

Недавно норвежскими исследователями было установлено, что объемная активность радионуклидов вблизи подводной лодки (в частности цезия-137) местами превышает норму (0,001 Бк/л) и составляет 100 Бк/л. Самая высокая активность — в 800 000 раз выше нормы — была обнаружена в образце воды, взятой непосредственно из вентиляционной трубы реакторного отсека субмарины. Такие результаты ученые получили, взяв пробные образцы с помощью дистанционно управляемого глубоководного аппарата «Egir 6000», который едва ли не впервые позволил «подойти» к затонувшему судну на короткое расстояние.

Уникальная советская атомная субмарина К-278 «Комсомолец» с титановым корпусом затонула в Норвежском море 30 лет назад в результате пожара. В аварии погибли 42 члена экипажа, в настоящее время подлодка находится на глубине почти 1700 метров.

«Комсомолец» был оборудован одним ядерным реактором. Также на борту лодки находились две торпеды с ядерными боеголовками. В каждой из боеголовок содержится около 3 килограммов плутония-239 размером примерно с теннисный мяч.

Плутоний, период полураспада которого составляет 24 000 лет, представляет собой угрозу, хотя по мнению экспертов, вероятность его попадания в пищевую цепь крайне мала, поскольку представителей морской флоры и фауны на такой глубине очень мало.

«Мы обязаны следить за уровнем радиации в морепродуктах. Цель исследования состояла в том, чтобы документально подтвердить благоприятную экологическую обстановку в Баренцевом море и то, что морепродукты из этого региона безопасны для употребления », — отметила руководитель экспедиции, представитель норвежского Института морских исследований Хильда Элисе Хельдал.

Небольшая утечка радиации, в том числе цезия-137 из трубки у реакторного отсека была зафиксирована в начале девяностых и в 2007 году российскими учеными. Норвежцы же до сих пор не обнаруживали повышение радиационного фона, однако, в отличие от своих коллег, которые использовали глубоководный аппарат «Мир», они не проводили исследования при помощи подводного аппарата.

Как отметила госпожа Хельдал, сейчас удалось получить максимально точные данные, поскольку дистанционно управляемый аппарат «Egir 6000», который использовался исследователями, оборудован камерой, способной передавать снимки оператору на борт судна и манипуляторами для отбора проб.

В экспедиции на борту научно-исследовательского судна GO Sars участвовали специалисты норвежского Института морских исследований, Дирекции по радиационной защиты и ядерной безопасности, Центра радиоактивности окружающей среды (CERAD), Бергенского университета и Научно-производственного объединения Typhoon (RPA Typhoon).

По информации Института морских исследований (IMR)